12/25.08.2013 г. Неделя 9-я по Пятидесятнице
13/26.08. Отдание праздника Преображения Господня
Прп. Максима Исповедника
13/26.08. Отдание праздника Преображения Господня
Прп. Максима Исповедника
Преподобный
Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в
благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее
образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в
древних авторах и в совершенстве владел Богословской диалектикой. Когда
преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и
добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора
Ираклия (611 - 641). Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в
Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора - ныне
Скутари), где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре
приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом
сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам,
"оставался простым монахом". В 633 году по просьбе одного богослова,
будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония, преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию. Святой
Софроний стал известен к тому времени как непримиримый противник
монофелитской ереси. После того, как IV Вселенский Собор (451 г.) осудил
монофизитов, исповедовавших одну (Божественную) природу в Господе
Иисусе Христе, еретиками-монофелитами было введено понятие единой
Божественной воли и единого (Божественного) действования, что приводило к
признанию отвергнутого монофизитского лжеучения. Монофелитство нашло
многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая
национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству
Востока. Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к
630 году три патриарших престола на Православном Востоке оказались
занятыми монофизитами: Константинопольский - Сергием. Антиохийский -
Афанасием, Александрийский - Киром. Путь
преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит,
где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с
епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В
Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году
император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить
вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый "Экфесис" -
"Изложение веры", который окончательно повелевал исповедовать учение об
одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, преподобный
Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти
имели успех. "Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские
начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему", -
свидетельствует его житие.
В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году - император Ираклий.
Императорский престол занял жестокий и грубый Констанс II (642 - 668),
откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на
Православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и
окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия
патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по
убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года
произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои
заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от
них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа
Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане. В 647
году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов
монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г. вместо "Экфесиса" вышел
новый указ, составленный, по поручению Константина, константинопольским
патриархом Павлом - "Типос" - "Образец веры", который запрещал всякие
рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании
двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к
сменившему папу Феодора Римскому папе Мартину I (649 - 654) с просьбой
вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В
октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало
150 западных епископов и 37 представителей Православного Востока, среди
которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил
монофелитство, а его защитники. Константинопольские патриархи Сергий,
Павел и Пирр, были преданы анафеме. Когда Констанс II получил
определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного
Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году.
Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В
656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в
Константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками
подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую
руку. Затем их сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо:
все они обрели способность говорить и писать. Преподобный Максим
предсказал свою кончину (+ 13 августа 662 года). В греческих прологах 13
августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло
быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление
памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание
праздника Преображения Господня. Над могилой преподобного Максима ночами
возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество
исцелений. Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое
Богословское наследие. Его экзегетические труды содержат объяснения
трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 50-го
псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Аеропагита и
святителя Григория Богослова. К экзегетике относится также объяснение
Богослужения, озаглавленное "Мистагогия" ("Введение о таинстве").
К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с
Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них содержится
изложение Православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о
Боговоплощении и об обожении человеческой природы. "Ничто в обожении не
есть произведение природы, - писал преподобный Максим в письме к своему
другу Фалассию, - ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь
милость Божья обладает способностью давать обожение существам... Человек
(образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего,
что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в
нем и потому что Бог действует в нем" (письмо 22). Преподобному Максиму
принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и
ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди
нравственных сочинений особенно важны "Главы о любви". Преподобный
Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии,
ведущих начало от святителя Григория Богослова. Богословие преподобного
Максима Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих
отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное
дохристианской философией, было продолжено и развито в
трудах преподобного Симеона Нового Богослова и святителя Григория
Паламы. http://days.pravoslavie.ru/Life/life267.htm
14/27.08. Прп. Феодосия Киево-Печерского
Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского
устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве,
неподалеку от Киева. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к
подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме.
Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам
упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и,
при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению
книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца
и остался под надзором матери - женщины строгой и властной, но очень
любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз
наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году
он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению
преподобного Антония в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий.
Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться
домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в
обители святителя Николая на Аскольдовой могиле. Преподобный Феодосий
трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов
братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку
муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и
мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и
пел псалмы. В храм он являлся прежде других и став на месте, не сходил с
него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием. В
1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в
1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество
иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел
студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в
Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосии продолжал исполнять
самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только
сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в
молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался
скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосии
спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой
удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался,
никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на
тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого
игумена, которого почитали все знавшие его. Однажды преподобный Феодосий
возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его,
сказал грубо: "Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай
на мое место, а меня пусти в колесницу". Святой старец кротко
послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с
коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил
его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию,
преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда
терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись
неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для
братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной
беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира
сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи
пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился
преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где
любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Заранее предуведав свою
кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он
был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста.
Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых
преподобный Феодосии был причислен в 1108 году. Из произведений
преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому
князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия
составлено преподобным Нестором Летописцем учеником великого аввы, через
30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из
любимейших чтений русского народа.
http://www.odigitria.by/2010/12/14/zaveshhanie-prepodobnogo-feodosiya-kievo-pecherskogo/
Пророка Михея
Пророка Михея
Святой пророк Михей1родился
в Моришете (Морасфи), к западу от Хеврона, в Иудее, вероятно, в
крестьянской семье. Его служение проходило при правлении иудейских царей
Иоафама (740–736), Ахаза (736–716) и Езекии (716–689). Он был
современником пророков Исаии (возможно, даже одним из его учеников),
Амоса и Осии и, как они, «исполнен силы Духа Господня», подвизался,
чтобы «высказать Иакову преступления его и Израилю – грех его» (Мих. 3:
8).
Беря в свидетели горы, бывшие местом великих Божественных откровений, он
объявил, что Господь будет судить Свой народ и призовет его к ответу за
неблагодарность: «Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы
земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется.
Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне. Я вывел
тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства…» (Мих. 6: 2–4).
Господь считает народ виновным не только в неблагочестии и
пренебрежении религиозными обязанностями, но и в нарушении закона о
любви к ближнему: «Не стало милосердных на земле… Все строят ковы, чтобы
проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть…» (Мих. 7: 2). Грех и
нечестие распространились повсюду: скупщики на ложах своих придумывают
злодеяния, которые совершают утром (см.: Мих. 2: 1), князья пожирают
плоть народа, гнушаются правосудием и искривляют все прямое (см.: Мих.
3: 9), судьи судят за подношения, священники ожидают жалования,
лжепророки за деньги предсказывают счастье и процветание… И все
опираются на данные Богом в древности обещания, говоря: «Не среди ли нас
Господь? Не постигнет нас беда!» (Мих. 3: 11).
Пророк предсказывает, что ему придется ходить по разрушенной и
обнаженной стране (см.: Мих. 1: 6), стеная и плача, потому что нет
защиты от ударов Господа. Он сойдет со Своего святого Престола, чтобы
воздать отмщение через пришедших с севера захватчиков – ассирийцев: Он
«низойдет и наступит на высоты земли – и горы растают под Ним, долины
распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны» (Мих. 1:
3–4). Сначала Он поразит Самарию, а потом настанет черед Иерусалима,
чтобы наказать народ за преступления, и прежде всего за самое тяжкое из
них – раскол между Северным царством и Иудеей.
Предсказывая эти беды, пророк Михей презирал всякие земные почести, не
боялся сильных мира сего, слушая только Господа и надеясь, что Бог,
вначале наказав Свой народ, потом спасет его. Несомненно, «Сион распахан
будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего
будет лесистым холмом» (Мих. 3: 12), но после этого испытания Господь
примирится со Своим народом и будет вечно царствовать в обновленном
Сионе: «И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во
главу гор… и потекут к ней народы» (Мих. 4: 1).
Вернувшиеся из изгнания иудеи, «оставшийся» Израиль, а также народы
многие, все поднимутся к дому Славы Божией. И «перекуют они мечи свои на
орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не
будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею
виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать
их» (Мих. 4: 3–4).
Эта новая эпоха всеобщего мира и согласия начнется в Вифлееме – доме
Ефрафы, меньшем между тысячами иудиными, во времена, когда родит Та,
Которая должна родить, чтобы произвести на свет Царя-Мессию, Которого
происхождение из начала от дней вечных (см.: Мих. 5: 1–3)2.
Ясно и четко объявляя о предстоящем рождении Мессии, пророк говорит,
что именно Он будет пасти обновленное стадо силою Господа, ибо Он будет
велик до окраин страны. В этом новом Сионе духовный Иерусалим,
обозначающий Церковь, границы которой простираются до края света,
соберет все народы из Ассирии и городов Египетских, и от Тира до реки
Евфрата, и от моря до моря, и от горы до горы (Мих. 7: 12), потому что
Богу будет угодно еще раз явить Свою милость. Пророк Михей заканчивает
книгу, предсказывая милосердие Мессии: «Он опять умилосердится над нами,
изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши»
(Мих. 7: 19).
Неизвестно, умер пророк Михей своей смертью или же был убит иудеями,
которых обличал. Известно лишь, что он был похоронен около родного
селения. Его мощи, вместе с мощами пророка Аввакума, были обретены в
царствование Феодосия Великого по откровению, полученному епископом
Елевферопольским, и в честь пророка Михея был построен храм.