2/15.09.2013 г. Неделя 12-я по Пятидесятнице.
Прпп. Антония и Феодосия Печерских
5/18.09. Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи
Прпп. Антония и Феодосия Печерских
Прпп. Антоний и Феодосий Киево-Печерские
http://days.pravoslavie.ru/Life/life6436.htm Дни памяти: Май 3, Июль 10, Август 14 (Перенесение мощей), Август 28 (Печер.(Д)), Сентябрь 2, Сентябрь 28 (Печер.(Б))
Основатель
Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе
Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он
почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше
решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и
начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор
показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность,
игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в
этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался. Когда
преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей,
основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни
одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером
Иларионом. Это было в 1051 г. Здесь святой Антоний продолжал подвиги
строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были
черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре
слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским
городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением.
Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто
Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.
Преподобный
Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С
ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он
бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью,
смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не
служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим
делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры
приносил в церковь.
За
эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его
любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви
слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин
Меня» (Матф. 10, 37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и
родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. «Видишь ли чадо, —
спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог
привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне
повелишь».
Когда число сподвижников преп. Антония возросло до 12, он удалился на
соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе.
Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во
игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу
цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им
общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее,
время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе
каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением
старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным
руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил кельи
и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего, и чем занимается братия. Часто и
ночью он приходил к двери келий и, если слышал разговор двух или трех
иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал
виновных. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду,
рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех
приходил в церковь, и на монастырские работы. Кроме аскетических
подвигов, преп. Феодосий отличался великим милосердием к бедным и
любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою
братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых,
хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю
монастырских доходов.
Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в
темницах. Из сочинений преподобного Феодосия известны: два поучения к
народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу
и две молитвы.
Основанная
преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская
обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое
значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые
архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из
святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны
святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ
Новгородский). преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп.
Нестор Летописец и Симон.
4/17.09. Пророка и Боговидца Моисея (1531 г. до Р. Х.)
Великий пророк и законодатель израильтян происходил из колена Левиина.
Родился в Египте приблизительно в 1570 году до Р. X. и воспитан дочерью
фараона. Во всех своих начинаниях и поступках Моисей являлся орудием в
руках Всевышнего. Моисей был человеком, которому Бог открыл тайны бытия:
сотворение мира и человека. На горе Синайской он принял от Бога 10
заповедей Его. Силой Божией творил великие знамения и чудеса.
Преставился 120-ти лет в стране Моавитской. Погребен в долине близ
Веффегора, но «никто не знает места погребения его даже до сего дня»
(Втор. 34, 6).
О жизни Моисея повествуют книги Библии — Исход, Числа и Второзаконие.
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1453.htm Дни памяти: Февраль 11, Сентябрь 5
Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был
священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой
святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Праведные супруги, "поступая по всем заповедям Господним беспорочно" (Лк.1,5-25),
страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим
наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария
получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына,
который "будет велик пред Господом" (Лк.1,15) и "предъидет пред Ним в духе и силе Илии" (Лк.1, 17).
Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за
маловерие наказан немотой. Когда у праведной Елисаветы родился сын, она
по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя
раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного
Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему
возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал
пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа. Когда
нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил
избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х
лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал
о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он
и есть Царь Иудейский. Но праведная Елисавета укрылась вместе с
младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета,
увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и
тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти
бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в
Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у
него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили
святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем (Матф. 23, 35).
Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а
святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего
явления израильскому народу.
6/19.09. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех
6/19.09. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех
Во
Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа,
находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный
источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города
Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за
исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись
в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым
Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из
источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и
начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство
крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь
святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением
не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от
идолов и обращались к вере во Христа. В храме святого Архистратига
Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый
человек по имени Архипп. Проповедью
о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников
приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в
первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был
примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и
одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две
горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно
молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве
около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла
открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам
бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое
дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к
храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига
Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название
Хоны, что значит "отверстие", "расселина".
8/21.09. Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1479.htm День памяти: Сентябрь 8
Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6). Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.
Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6). Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.